От метро "Кунцевская "автобусом или маршрутным такси Москва-Звенигород.
Или от Белорусского вокзала до ст. Перхушково, далее авт. №30.
Название Николина Гора получила от бывшего здесь в XVI в. Николина монастыря.
Николина Гора - место особое. С одной стороны, еще один элитный
дачный поселок, с другой - явление совершенно необыкновенное, элитарность
его другого рода. В 1920-х гг. здесь поселились представители интеллигенции.
В 1925 г. группа энтузиастов во главе с О.Ю. Шмидтом и академиком
А.В. Чаяновым создала дачный кооператив РАНИС - "работники науки и искусства",
тогда еще не было моста через реку, и от Успенского добирались на
лодке. Дома строили из старых деревенских срубов, которые покупали в окрестных
деревнях. Почти все люди искусства того времени были из "бывших" и
соответственно сохранили "буржуйские замашки": срубы снаружи и изнутри
выглядели как маленькие усадьбы.
Поселок замечателен той особой атмосферой, которая царила здесь долгие
годы, несмотря ни на что. В отличие от прочих элитных поселков, здесь не было
советской номенклатуры партийных работников, хотя и Николина Гора не
избежала своих маленьких и больших трагедий.
Несмотря на царящий местами упадок, Николина Гора остается популярным местом
в Подмосковье, по берегу реки и сейчас много прекрасных мест для купания,
и спрос на аренду дач очень высок. В застойные годы купаться в спецзоне
было строжайше запрещено, единственный официальный пляж находился на Николиной
Горе, именно там и купались иностранные дипломаты, пляж и сейчас носит
название Дипломатический. Кроме того, в поселке по-прежнему сохраняется
творческая обстановка. На Николиной Горе работает дом-музей В.В. Вересаева.
Дорога из Николиной Горы ведет в Звенигород. Свернем в конце дороги
направо, по указателю на Звенигород проехав мимо д. Грязь. Поворот налево,
еще налево - и вот мы на так называемой бетонке, одной из двух кольцевых
дорог вокруг Москвы, теперь, правда, покрытых асфальтом. Эти трассы, расположенные
примерно в 50 и в 90 км от Москвы, только недавно появились на
картах, хотя ими свободно пользовались. Они входили в строго засекреченную
систему противовоздушной обороны. Теперь бетонки получили официальные
названия: Московское Малое кольцо ММК (А107) и Московское Большое кольцо
МБК (А108).